|
темы:
|
Описание интерфейса MIDIСтандарты MIDI-систем Стандарт General MIDI (MMA) Стандарт General MIDI (единый MIDI, GM) разработан ассоциацией MIDI-производителей (MMA) в 1991 году в целях обеспечения частичной совместимости выпускаемых MIDI-устройств и облегчения переноса партитур между устройствами различных производителей. Устройство, совместимое с GM Level 1, должно удовлетворять следующим требованиям:
- полифония не менее 24 голосов;
Мелодическим и ударным тембрам присвоены постоянные номера. Мелодические тембры распределены по 16 группам с 8 тембрами в каждой и выбираются сообщением Program Change в каналах 1-9 и 11-16: Piano Chrom Percussion
0 Acoustic Grand Piano
Organ Guitar
16 Drawbar Organ
Bass Strings
32 Acoustic Bass
Ensemble Brass
48 String Ensemble 1
Reed Pipe
64 Soprano Sax
Synth Lead Synth Pad
80 Lead 1 (square)
Synth Effects Ethnic
96 FX 1 (rain)
Percussive Sound Effects
112 Tinkle Bell
Ударные тембры выбираются номером ноты в канале 10:
35 Acoustic Bass Drum
Полифония в 24 голоса устанавливается либо общей для всех каналов, либо с разделением на 16 голосов для мелодических каналов и 8 - для ударных. Поведение системы при исчерпании свободных голосов стандартом не определено. В GM обязательна поддержка следующих контроллеров:
1 - Modulation (глубина частотной модуляции)
Контроллер Main Volume служит для долговременной установки громкости в канале, а Expression - для управления громкостью звучания отдельных нот или партий. Для устройств, поддерживающих, кроме GM, другие стандарты синтеза, введен SysEx "General MIDI On" для переключения в режим GM: F0 7E 7F 09 01 F7. Информация по GM выпускается MMA в печатном виде, краткие справки можно найти на http://www.mma.com и http://www.midi.com . Стандарт General Synthesis (Roland) Стандарт General Synthesis (единый синтез, GS) разработан фирмой Roland в 1991 году, практически одновременно с GM. Целью создания стандарта было обеспечение совместимости не только базового набора тембров и способов управления, но и более тонких методов воздействия на звук. Требования к устройству, поддерживающему GS:
- поддержка стандарта GM Level 1;
Выбор банков осуществляется передачей старшего байта номера (контроллер 0). Младший байт (контроллер 32) при этом либо не используется, либо переключает режимы совместимости (например, SC55/SC88). Основной набор тембров (General MIDI) выбирается банком 0. Дополнительны мелодические тембры и звуковые эффекты распределены по 12 банкам, именуемым Variation Tones: 1..9, 16, 24 и 32. Дополнительные наборы ударных и набор звуковых эффектов имеют нумерацию (начиная с нуля):
8 Room Kit
Стандартом введены дополнительные контроллеры:
5 - Portamento Time (время скольжения от ноты к ноте)
а также - набор NRPN для управления генераторами огибающих и резонансными фильтрами (номера NRPN даны в виде значений старшего и младшего байтов):
NRPN 1/8 - Vibrato Rate (частота вибрато)
и для раздельной настройки параметров ударных инструментов (nn - номер ноты инструмента):
NRPN 24/nn - Drum Pitch Coarse Tune (грубая подстройка высоты)
Значения параметров задаются старшими байтами Data Entry (контроллер 6). Инструменты, поддерживающие стандарты GM и GS, почти всегда имеют дополнительные средства управления синтезом и обработкой звука, расширяющие рамки стандарта. При этом используемые способы управления, как правило, сохраняются внутри одной линии инструментов и внутри инструментов одного производителя. Устройства, совместимые с GS, должны поддерживать SysEx "General Synth On" (переключение в режим Roland GS): F0 41 10 42 12 40 00 7F 00 41 F7. Стандарт Extended General (Yamaha) Стандарт Extended General (расширенный единый, XG) разработан фирмой Yamaha в 1994 году в виде расширения стандарта GS. Целью расширения стандарта было в первую очередь внесение развитого управления эффект-процессором и значительное увеличение количества тембров. Устройства, удовлетворяющие XG, способны самостоятельно создавать достаточно современное звучание без применения дополнительных тонгенераторов и модулей обработки, и к тому же гарантируют переносимость партитур с младших моделей на старшие практически без доработки. Требования к устройству, поддерживающему базовый уровень XG (Level 1):
- 32-голосная полифония;
Возможные расширения XG:
- до 64 MIDI-каналов (до четырех раздельных MIDI-портов с возможностью
управления всем устройством по любому из них);
Набор тембров состоит из двух перекрывающихся наборов: 480/10 в режиме XG и 579/11 в режиме TG300B (GS). В режиме GM доступны 128 стандартных мелодических тембров, стандартный набор ударных и стандартные контроллеры/RPN. В режиме XG доступны дополнительные банки, контроллеры, NRPN и SysEx. Выбор банков осуществляется передачей обоих байтов номера; при этом старший байт (контроллер 0) задает тип банка, а младший байт (контроллер 32) - номер банка указанного типа. В XG определено четыре типа банков:
0 Normal (мелодические)
Любой MIDI-канал путем выбора банка может быть установлен в мелодический или ударный режим. В режиме XG доступны 44 банка мелодических тембров:
0 Standard (General MIDI)
9 банков ударных тембров:
0 Standard Kit 1
и 2 банка звуковых эффектов:
0 SFX 1
В режиме TG300B/GS раскладка банков и инструментов совпадает с GS. Стандартом XG введены контроллеры, дополнительные к GS:
38 - Data Entry LSB (ввод данных, младший байт)
Почти все контроллеры, стандартизированные в XG, до этого успели стать стандартом де-факто во многих инструментах. Стандартом также введены дополнительные к GS NRPN для ударных:
NRPN 20/nn - Drum Filter Cutoff (частота среза фильтра)
Три эффект-процессора являются полностью независимыми, каждый из них может обрабатывать сигнал от произвольного количества каналов. Reverb и Chorus являются системными (System) эффектами - через них проходит сигнал от каждого канала с возможностью независимой регулировки глубины эффекта. Variation может работать в режиме как системного, так и выделенного (Insertion) эффекта, когда процессор обрабатывает сигнал только одного канала. XG Level 1 определяет по 8 эффектов типа Reverb и Chorus и 36 эффектов типа Variation, в число которых также входит по 8 таких же типов Reverb и Chorus. Параметры каждого из трех выбранных эффектов управляются посредством набора SysEx. Устройства, совместимые с XG, должны поддерживать SysEx "XG System On" (переключение в режим Yamaha XG): F0 43 1n 4C 00 00 7E 00 F7, где n - номер устройства в сети (устанавливается по-разному для разных устройств, по умолчанию 0). Для полной инициализации MIDI-системы необходима подача этого сообщения из режима GM. Совместмость стандартов по звучанию Общность инструментов внутри стандарта и между ними чаще всего подразумевает только совпадение номеров и основных звуковых характеристик. "Одинаковые" тембры на различных инструментах почти всегда имеют различную окраску, динамику, яркость, громкость по умолчанию и другие особенности, а "синтетические" тембры могут совершенно отличаться друг от друга. Кроме этого, у разных инструментов различается зависимость характера звука от силы удара по клавише, динамика работы MIDI-контроллеров, положения контроллеров по умолчанию и прочие "тонкие" параметры. Поэтому MIDI-партитура, подготовленная для конкретного инструмента, на других инструментах (даже внутри стандарта) часто звучит совершенно по-другому, и это необходимо учитывать при переносе партитур с между инструментами различных моделей. Единственным исключением из этого является стандарт XG, специально ориентированный на повторение особенностей звучания тембров во всех моделях устройств. Применения MIDI Основное применение MIDI - хранение и передача музыкальной информации. Это может быть управление электронными музыкальными инструментами в реальном времени, запись MIDI-потока, формируемого при игре исполнителя, на носитель данных с последующим редактированием и воспроизведением (так называемый MIDI-секвенсор), синхронизация различной аппаратуры (синтезаторы, ритм-машины, магнитофоны, блоки обработки звука, световая аппаратура, дымогенераторы и т.п.). Устройства, предназначенные только для создания звука по MIDI-командам, не имеющие собственных исполнительских органов, называются тон-генераторами. Многие тон-генераторы имеют панель управления и индикации для установки основных режимов работы и наблюдения за ними, однако создание звука идет под управлением поступающих MIDI-команд. Устройства, предназначенные только для формирования MIDI-сообщений, не содержащие средств синтеза звука, называются MIDI-контроллерами. Это может быть клавиатура, педаль, рукоятка с несколькими степенями свободы, ударная установка с датчиками способа и силы удара, а также - струнный или духовой инструмент с датчиками и анализаторами способов воздействия и приемов игры. Тон-генератор с достаточными возможностями по управлению может весьма точно воспроизвести оттенки звучания инструмента по сформированному контроллером MIDI-потоку. Для хранения MIDI-партитур на носителях данных разработаны форматы SMF (Standard MIDI File - стандартный MIDI-файл) трех типов: 0 - непосредственно MIDI-поток в том виде, в каком он передается по интерфейсу. 1 - совокупность параллельных "дорожек", каждая из которых обычно представляет собой отдельную партию произведения, исполняемую на одном MIDI-канале. 2 - совокупность нескольких произведений, каждое из которых состоит из нескольких дорожек. В основном применяется формат 1, позволяющий хранить одно произведение в файле. Кроме MIDI-событий, файл содержит также "фиктивные события" (Meta Events), используемые только для оформления файла и не передаваемые по интерфейсу - информация о метрике и темпе, описание произведения, названия партий, слова песни и т.п. Полезные ссылки:
http://www.synthzone.com
- обширный сайт по синтезаторам
ftp://spider.nrcde.ru/pub/sound/docs - подборка разной документации Полный пакет FAQ и описаний доступен на http://spider.nrcde.ru .
|
Темы сайта
Внимание! Это самые активные вирусы сегодня!
В блокнот пользователя Другие проекты djcwebmaster
|
2004 djcwebmaster, djcompetence. Voronezh |