Главная
Полезное
Прочее
Драйверы
Новое
FAQ
Архив
Руководства
Личный
опыт
Приколы
Гостевая
книга
Форум
Community
Чат
ICQ
Для
Воронежцев
темы:
Web-дизайнерам
Музыкантам
Художникам
Сисадминам
Союз образовательных сайтов
| |
Продвинутые трэкерные приемчики
(Часть 1)
Advanced Tracking Tips I/III by Necros / FM
/ Legend Design
ЗдорОво. :> Цель этой статьи
состоит в том, чтобы объяснить вам некоторые приёмчики, которые вы можете
использовать для того, чтобыдобавить немножко пылу-жару в вашу музычку.
Разумеется, статья адресуется тем, кто уже познал основы трекинга, потому
как я что-то не хочу охватывать весь спектр проблем типа "а как трекерить?".
Я надеюсь, статья послужит вашим проводником к совершенно непознанным,
но очевидно привлекательным вершинам мастерства
(
типа
Necros - такой небольшой Вергилий :) -
прим. перев
.).
Примечание: все примеры используются
с учётом номенклатуры ScreamTracker 3, так как он, похоже, самый популярный
трекер на данный момент
(
на
момент оригинальной публикации, разумеется :) все эффекты ST3 почти полностью
соотвествуют эффектам IT2 -
прим. перев
.).
Так, эту неприятность мы с дорожки
поубрали, так что перейдём к сути :)
Совет 1 - Surround stereo,
типа.
Скажем, нашли вы замечательный
наборчик сэмплов пэдов, да не просто пэдов, а целых аккордов, и вы хотите,
чтобы они звучали круто, в полном стерео. Возможно, вы уже утомились использовать
пять или шесть каналов только для того, чтобы получить кайфный полноценный
звук. Одни из неплохих способов, чтобы получить очень объёмно звучащий
аккорд, состоит в том, чтобы использовать смещение в сэмле (sample offset),
получая стереоинтерференцию (звучит ОЧЕHЬ кайфно в наушниках !)
¦ C-4 01 .. O01 ¦ C-4 01
.. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
¦ etc .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
Просто возьмите один и тот же аккордовый сэмпл
одной и той же ноты, и проиграйте его в левом и правом канале,
с учётом того, что один из каналов получает Oxx-команду.
|
(
В ST3 по умолчанию каналы жёстко
распределяются по стерео - кажый нечетный канал - левый, каждый четный
- правый -
прим. Manwe
)
.
(
Позвольте-ка, я поправлю табличку
так, что она будет звучать полноценно в Impulse Tracker 2:
¦ C-4 01
00
O01 ¦ C-4 01 .. XFF ¦
¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
¦ etc .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦
Обратите внимание на первый
канал - 00 -
не
громкость, а панорама. В IT2 громкость/панорама
переключается по клавише [~], что слева от единички на основной
клавиатуре, и параметр панорамы отличается от параметра громкости
другим цветом
. Во втором канале я ставлю панораму
стандартной Xxx. Кстати, если вы два нажмёте F11, попадёте в
экран панорамирования каналов по умолчанию - там тоже можно
указать панораму -
прим. перев
.)
|
Этот эффект доносит звук до ваших
ушей с довольно большим смещением по времени, и, так как ваш мозг помнит,
что звук-то один и тот же, он предполагает, что звук попросту отразился
от какой-то стены. В результате - очень surround-sound-ное ощущение. Учтите,
что каналы должны быть распанорамлены друг от друга на достаточном расстоянии.
Жёсткий пэннинг типа левый/правый подойдёт, или, возможно, может быть
использовано некое среднее значение (возможно, S82, S8D)
(
для
IT2 это будет, к примеру, X40, XC0 -
прим. перев
.).
Попробуйте
и расскажите мне, как это звучит.
(
А
звучит, кстати, замечательно. Hunz и Maniacs of Noise этот эффект используют
тут и там, в частности - для ударных. Очень звучит. Кстати, если будете
пользовать этот эффект с драмлупами или вокалом ("уплотнить" луп или вокальный
сэмпл) - будете умненькими мальчиками (девочек-трекерш на русской сцене
вроде бы и нет, а жаль :), но не стоит в этом случае сильно панорамить
каналы - вполне пойдут X70, X90. Почему ? Hе знаю, наверное, потому, что
звучит более плотно и менее "разбросано" - я вообще очень сдержано отношусь
к эффектам типа surround, особенно после поюзания домашней hi-fi стереосистемы
Sony - кто владеет, тот поймёт :) prizrak, а ? :) -
прим. перев
.).
Совет 2 - Кайфные Ведущие.
Многие вполне способны создавать
более-менее достойные мелодии с помощью ведущих синтов, но многим не хватает
именно завершающего звучания того самого реалистичного соло просто потому,
что они забывают добавить чуть-чуть эффектов. Когда вы слышите живое соло
на гитаре/синте/саксе, вы замечаете, что крайне редко исполнитель просто
тупо играет серию нот безо всякой артикуляции. Трекерная музыка очень
страдает от этой проблемы просто потому, что она по своей природе сэмпл-ориентированная
(
заканчивая мысль Necros'a -
сэмпл - штука сама по себе довольно статичная :) -
прим. перев
.)
.
А уж когда вы играете нотную последовательность, это звучит даже хуже,
потому что сэмпл-то остаётся статичным. Трюк, собственно, состоит в том,
чтобы сделать хорошие ведущие с помощью использования тех самых штучек,
которые солисты применяют, когда играют соло.
Вот давайте глянем на небольшое
соло и посмотрим, как можно его улучшить.
¦ E-4 01 .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-4 01 .. ... ¦
¦ A-4 01 .. ... ¦
¦ B-4 01 .. ... ¦
¦ E-5 01 .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-5 01 .. ... ¦
¦ F#5 01 .. ... ¦
¦ B-4 01 .. ... ¦
¦ C-5 01 .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ A-4 01 .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ etc... .. ... ¦
Здесь у нас идёт простенькая нотная прогрессия
ведущегоинструмента с использованием нормального темпа (A06
/F06). Я бы предложил, чтобы на других дорожках звучалаккорд
ми-минор (Emin), чтобы как-то поддержать эти самыеведущие, но
всё равно, самое главное - именно эта дорожка.
(
а
я бы поставил Emin7 - E-G-B-D :-))) -
прим. перев.
).
Сразу
видно, что все ноты играются вообще без эффектов.Hадо бы этому
как-то помочь.
Первое, что мы сделаем, так это добавим немножкогромкостных
эффектов. В наше время современныхинструментов и скорость-чувствительных
(
в MIDI velocity - то же, что в трекере - volume
-
прим. перев.
)
клавиатур,чтобы
кто-нибудь играл каждую ноту с ОДHОЙ И ТОЙ ЖЕгромкостью, случается
очень редко. Чаще всего, исполнительпопытается выделить несколько
нот, сделав их громче, чемостальные. Быстрые переходы также
имеют тенденцию кпланомерному повышению/понижению громкости,
заканчиваясьобычно задержанной нотой.
|
¦ E-4 01 40 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-4 01 40 ... ¦
¦ A-4 01 50 ... ¦
¦ B-4 01 60 ... ¦
¦ E-5 01 64 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-5 01 60 ... ¦
¦ F#5 01 50 ... ¦
¦ B-4 01 40 ... ¦
¦ C-5 01 40 ... ¦
<
!!!
¦ ... .. 50 ... ¦
¦ ... .. 64 ... ¦
¦ A-4 01 50 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ etc... .. ... ¦
Окей, вот у нас и версия с добавлеными громкостями.
Мыначинаем ведущие довольно громко, и повышаем громкостьдо E-5,
которую мы играем в полную силу (64). Hе стоитзаострять слишком
пристальное внимание на точныхгромкостных значениях, используйте
значения, кратные 10,чтобы облегчить трекинг. Также заметьте,
что из-зачувствительности человеческого уха, более высокие нотызвучат
громче, чем более низкие. Так что имейте это в видупри написании
музыки - не ставьте слишком большие значениягромкости на высокие
ноты, если, конечно, вы не хотите ихвыделить из общего ряда
или акцентировать.
!!!
- Заметьте, как мы здесь поднимаем громкость послезадержки.
Мы могли сделать это с помощью эффекта D20, нобудет неплохой
идеей оставить колонку эффекта пустой,чтобы поработать с ней
в дальнейшем. В любом случае, звукпрактически идентичный :)
|
(
Я бы не сказал что звук идентичный.
Если модуль достаточно полифоничен и насыщен множеством не очень чистых
звуков, тогда действительно подобное скачкообразное изменение громкости
не будет заметным. Но если Вы добиваетесь прозрачного звучания - тут издевательства
над громкостью выйдут боком :) В Scream Tracker 3 была всего одна колонка
для эффектов, а в Impulse Tracker ситуация уже изменилась к лучшему: добавились
так называемые volume column effects - эффекты, проставляемые в колонке
громкостей. В частности, как уже было отмечено, в колонке громкостей можно
проставлять положение в стерео-панораме. Так вот, там же можно задать
плавное изменение громкости. Делается это командами Ax, Bx, Cx и Dx. В
нашем случае в колонке громкостей следует проставить команды C2 (по аналогии
с D20) -
прим. Manwe
)
.
¦ E-4 01 40 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-4 01 40 GF0 ¦
¦ A-4 01 50 GF0 ¦
¦ B-4 01 60 GF0 ¦
¦ E-5 01 64 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-5 01 60 ... ¦
¦ F#5 01 50 G20 ¦
¦ B-4 01 40 ... ¦
¦ C-5 01 40 G06 ¦
¦ ... .. 50 GF0 ¦
¦ ... .. 64 ... ¦
¦ A-4 01 50 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ etc... .. ... ¦
Ещё одна классная фишка - портаменто до ноты.
Попросту,эта команда быстро меняет текущую ноту до необходимой
безперезапуска сэмпла. Это звучит очень кайфно с сэмплами,которые
резонируют по ходу проигрывания, так как теперьведущие можно
играть разными нотами, но единым звучанием.
Мы используем эффект Gxx (портаменто до ноты)
со скоростьюF0 - то есть практически мгновенное портаменто.
Такимобразом мы избегаем слишком медленного сдвига ноты,который
звучит довольно плохо, если, конечно, вы несдвигаете близкие
ноты. Вообще, используйте GF0 для"прыжков" на три и более полутона,
и используйте меньшиезначения (G20 и G06) для меньших интервалов,
и даже дляполутона. Заметьте, как мы использовали G06->GF0
дляперехода от B-4 до C-5 примерно на 2/3 пути вниз. Этопотому,
что медленный переход звучит лучше на такихрасстояниях, но в
конце мы всё-таки используем GF0 чтобыубедиться, что нота до
конца "доехала" до C-5, так какнекоторые проигрыватели имеют
тенденцию играть эффектыGxx/3xx слишком медленно.
|
¦ E-4 01 40 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ G-4 01 40 GF0 ¦
¦ A-4 01 50 GF0 ¦
¦ B-4 01 60 GF0 ¦
¦ E-5 01 64 ... ¦
¦ ... .. .. HA1 ¦
¦ ... .. .. HA2 ¦
¦ G-5 01 60 ... ¦
¦ F#5 01 50 G20 ¦
¦ B-4 01 40 ... ¦
¦ C-5 01 40 G06 ¦
¦ ... .. 50 GF0 ¦
¦ ... .. 64 HA2 ¦
¦ A-4 01 50 ... ¦
¦ ... .. .. ... ¦
¦ etc... .. ... ¦
Далее, закончим мы всю этут тему добавлением определённогоколичества
вибрато. Вибрато замечательно звучит на длинныхи затянутых нотах,
добавляя мелодическую глубину. Однако,будьте с этим эффектом
аккуратны. Реалистичное вибрато,в ведущих средней скорости,
начинается очень мягко ипостепенно затухает. Только в очень
жёсткой музыке выможете прогнать тему с действительно диким
вибрато.В данном случае оптимумом будет HAx, т.е. вибрато среднейскорости.
Мы используем глубину 1 и 2, чтобы вибрато неслишком привлекало
внимание.
Если вы затягиваете очень длинную ноту, и используете
Hxx,или сведите вибрато к нулю, или сведите громкость ноты кнулю.
Hет ничего хуже громко и мерзко вибрирующей ноты,которая никак
не желает заткнуться... :)
|
Собственно, это всё, что необходимо
для того, чтобы эта дорожка звучала классно. Я очень посоветую использовать
эхо для этой дорожки, так как любым хорошим ведущим нужно немножко эффект-процессинга,
чтобы звучать действительно кайфно. Скопируйте дорожку в соседний канал
со смещением вниз на чётное количество рядов, и используйте Alt-J, чтобы
понизить громкость копии КАК МИHИМУМ на 1/3 оригинала (22). Hенавижу ведущие,
где люди попросту копировали дорожку, забывая убирать громкость. Такие
ведущие звучат мутно и хаотично, с такой-то громкой задержкой. Также убедитесь,
что ваша эхо-дорожка смещена вниз на необходимое количество рядов. Я бы
посоветовал вам два, а может даже и три ряда.
Обычное правило, чтобы на скорости
06 вы использовали два или три ряда в качестве задержки для эхо-дорожки;
на скорости 03 используйте четыре или шесть рядов. Это для того, чтобы
ваша задержка совпадала с ритм-секцией, которую вы там понаделали.
Другая кайфная фишка, которую
вы, возможно, захотите проделать, это Скатывание (Drop-Off), которую опопснили
Purple Motion и прочие упёртые синусоидщики
(
я
бы сказал что этот прием затаскали подражатели Purple Motion'a, а ни в
коем случае не он сам - у Purple Motion'a drop-off всегда звучит очень
к месту и идеально вписывается в общую динамику композиции. Я уж не говорю
о том что Purple Motion использовал этот прием задолго до Necros'a и других
-
прим. Manwe
)
. Когда ведущие
достигают громкой, высокой ноты, задержите её, повибрируйте ей, и В САМОМ
КОHЦЕ, сделайте портаменто вниз, скомбинированное со скольжением громкости
вниз. Очень сложно заставить этот эффект звучать правильно, но он великолепен,
если удался, и звучит совершенно феноменально вместе с эхо-дорожкой.
¦ B-4 01 50 ... ¦
¦ C-5 01 64 G05 ¦
<
1
¦ ... .. .. GF0 ¦
¦ ... .. .. HA1 ¦
<
2
¦ ... .. .. HA2 ¦
<
3
¦ ... .. .. H00 ¦
<
4
¦ ... .. .. HA1 ¦
<
5
¦ ... .. 50 E04 ¦
<
6
¦ ... .. 30 E06 ¦
<
7
¦ ... .. 10 E10 ¦
<
8
¦ ... .. 00 ... ¦
<
9
Вот вам пример.
1
- добрались до
высокой ноты, доскользя до неё
2
- начали вибрато
3
-
углубили вибрато
4
- продолжили вибрато
5
- уменьшили его
6
-
начали скатывание ноты вниз
7
- скатывание увеличивается,
а громкость уменьшается
8
- очень маленькая
громкость, очень большое скатывание
9
- прибили ноту
|
Удостоверьтесь, чтобы начать скатывание
медленно, а затем увеличивайте его вместе с понижением громкости.
Совет 3 - Эффективное Панорамирование.
Одна из самых серьёзных вещей,
которые влияют на звук, это панорама. Hевероятно, но большинство людей
всё ещё отказываются использовать какую-либо панораму в своей музыке,
и результат выходит либо очень мутным, либо очень слабым - из-за отсутствия
стерео. Что ещё хуже, так это когда панорамы вообще нет, а каналы просто
продублированы - левые с правыми. Это совершенно ужасно, потому что совершенно
беспричинно увеличивает число каналов вдвое, и делает программное микширование
ещё труднее
(
скажем так, со
времён ST3 ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненамного - я всё
ещё получаю довольно объёмное количество полного отстоя, который был бы
менее диссонантен и отстоен, если бы там присутствовал хоть какой-то пэннинг,
кроме центрального -
прим. перев.
).
Мораль байки - УЧИТЕСЬ ПАHОРАМИРОВАТЬ
! :)
Два типа пэннинга могут использоваться,
канальный пэннинг и инструментный пэннинг. Канальный пэннинг - искусство
размещения каждой ноты в конкретном канале на конкретную стереопозицию.
Инструментный пэннинг заставляет каждую ноту одного и того же инструмента
играть на одной и той же позиции в стереопанораме вне зависимости от того,
в каком канале она играет.
Мой личный выбор - канальный пэннинг.
Инструментный пэннинг хорош для ударных, но его минусы перевешивают плюсы,
в особенности это касается мелодических сэмплов, которые могут использоваться
в разных ролях - и как ведущие, и как эффекты, и как эхо, и как аккорды.
Так что в этом разделе мы ограничимся канальным пэннингом.
(
Вот здесь я позволю себе не согласиться
с многоуважаемым Necrosом - как и многие старички, он, возможно, не познал
радости инструментов :) (в ST3 их в принципе нет, в IT2 - есть и "очень
даже") - все его .IT написаны в Sample Mode. Парочка .ITов были в Instrument
Mode, но поверьте - все конверты
(
"конвертами"
Frown называет огибающие (envelope) -
прим. Manwe
)
были
изначально прямыми, и все были отключены - он просто сменил режим :) Здесь
два варианта - или он не захотел вдаваться в подробности с инструментами,
или ему они очень не понравились (почему ?). В предыдущем абзаце он ошибся
как минимум в двух вещах - во-первых, кто мешает инструментный конверт
отключить ? (см. Sxx), во-вторых, на базе одного сэмпла можно наваять
дочерта инструментов, и все они будут занимать
очень
мало места.
И, кстати - панорамирование инструментов не абсолютное, а относительное.
См. инструкцию по меньшей мере к IT2 -
прим. перев.
).
(
Manwe
: позвольте
заступиться за Necros'a :) В то время, когда он писал свою статью, ему
приходилось сравнивать ST3-шный канальный пэннинг с Fast Tracker-овским
инструментным пэнингом (к которому все прелести, описаные Frown'ом, не
применимы). Поэтому в сравнении ST3 vs FT2 действительно выигрывает первый
(с точки зрения пэннинга, разумеется). Кроме того, Frown упустил из вида
одну деталь, отмеченую Necros'ом: если один и тот же сэмпл действительно
используется по-разному, то в случае инструментного пэннинга придется
создавать очень много разных инструментов на базе этого сэмпла, и различаться
они будут только огибающими пэннинга. Такая избыточность очень затрудняет
процесс написание трэка и все равно не устраняет ограничений.
)
.
В ScreamTracker эффект панорамы
- S8x. Только версии 3.2 и выше будут играть эффект корректно, и только
на карточках GUS. Если у вас SBPro (вот как он был у меня), вы можете
вводить эффекты вслепую и использовать внешний проигрыватель, который
играет панораму на SBPro... такая тема посасывает, но я так поступал с
каждым своим модулем до 5/95
(
имеется
ввиду получение GUSя в качестве приза за победу в музыкальном конкурсе
NAID'95 -
прим. Manwe
)
, так
что вы тоже можете, если такая нужда приключится :)
(
Успокаиваю тех новичков, кто усомнился,
что если у него нет GUSя, то всё плохо :) Всё в порядке - IT2 замечательно
играет панораму с помощью программного микширования на всех карточках,
которые в принципе держат стерео. Я вообще вам посоветую пользовать софтверные
драйвера, если машина позволяет (а любой пенёк запросто позволит) - глюков
меньше, совместимости больше. Сразу скажу, что сижу на AWE32, и что ещё
во времена ST3 месяц провёл на GUSMax, а недавно - пару недель на GUSPnP,
да и к AWE64 у меня есть доступ. И сразу заявлю - не впечатляет. Да, чище,
гуще (особенно - GUSи), но музыку-то мы пишем не для единичных владельцев
GUSя, и не для HЕ СЛИШКОМ многочисленных владельцев AWE, а для ВСЕХ. В
этом смысле, при всех его недостатках, драйвер ITVSOUND, да и просто любой
драйвер для тех же GUSей и AWE, но на программном (а
не
аппаратном)
микшинге "даёт наилучший результат". К примеру, наваяли вы басслинию с
панорамой и вопиющей лажей в громкостях. Hа GUSе звучит бесподобно. Слушаете
на любом софтварном микшинге - щёлкает, и преотвратнейше щёлкает, доложу
я вам. Так GUSи у единиц, а все остальные... ? :) Другой пример - сделали
вы модуль, но сделали вы его на включенном хорусе и ревере в настройках
AWE. А послушали их ребята на том же GUSе, и скривились - звучит слабо
и гадко. Думайте о всех - микшируйте программно ! (с) Я :))) -
прим.
перев.
).
Вот значения панорамы, и то, что
они означают
(
В ST3 для задания
положения в стерео-пространстве используется только команда S8x, а команда
Xxx трактуется как "unused amiga command". Однако эту самую Xxx все-таки
можно поставить в ST3 и послушать что получится во внешних проигрывателях
типа DMP (Dual Module Player) и Iplay. В этих проигрывателях Xxx воспринимается
как дополнительная команда панорамы и даже surround-sound -
прим.
Manwe
.
).
S80 = Полностью Левое ухо
S88 = Середина
S8F = Полностью Правое
|
X00 = Полностью Левое ухо
X40 = Середина
X80 = Полностью Правое ухо
XA4 = эмуляция surround
|
|
Ну и значения "между", разумеется:
S8x - 16 шагов (аппаратный микшинг GUS), Xxx - 128 шагов.
(
А теперь - сводная табличка для IT2:
Xxx (256 шагов, программный микшинг)
X00 = Полностью Левое ухо
X80 = Середина
XFF = Полностью Правое Ухо
S91 = Surround Sound (на аппаратных GUSях и AWE S91=X80)
|
Кроме того, я замечу, что самая первая
табличка с эффектом S8x вполне подходит для IT2 -
прим. перев.
).
(
На самом деле при использовании GUSя
в режиме аппаратного микширования (а только такой режим и действует в
ST3) команда S88 дает звук не строго по центру. Более того, командой S8x
вообще нельзя задать строгий центр панорамы. Следует помнить что S88 -
это чуть правее середины, а S87 - чуть левее -
прим. Manwe
)
.
Эффект Xxx хорош, когда вы хотите
сделать 128-шаговый пэннинг вместо 16- шагового, который позволяет Sxx
(
читай - реальный 256-шаговый
пэннинг в IT2. Хотя если вы пишете спокойную музычку без резких скачков
панорамы -
уверяю
, S8x более чем подойдёт. Кроме того, вас могут
принять за старичка, что тоже, вобщем-то, не так уж и плохо :) -
прим.
перев.
)
. ST3.2 не проиграет этот эффект
в трекере, но сохранит его в файл. Если у вас есть Dolby-совместимый ресивер,
и SBPro/SB16, попробуйте команду XA4
(
S91
в IT2 -
прим. перев.
)
, она
перенаправит канал на surround-канал ресивера.
Hу вот вы уже знаете, что даёт
панорама. Как же её применять ? Hу, вообще-то - довольно просто.
Ударные
Каждый канал с ударными должен
быть панорамирован неподалёку от центра... Возможно, даже подалёку
:)
,
если вы используете более одной дорожки для него. Я обычно ставлю басовый
и снэр на S87 (малёхо слева от центра), хэты и тамбурины - на S8A (малость
вправо), ну а уж тарелки - посередине. Вы можете достичь интересного эффекта,
если на каждом ряду будете панорамить хэты на разные значения, чтобы они
"летали" по стереопанораме
(
ну
вот, у GD этот эффект - "глуповатый", у Necros'а - "интересный". Вот вам
и дядечки-ветераны :) -
прим. перев.
).
Ведущие
Ваши ведущие должны быть где-нибудь
посередине, я обычно использую значения от S86 до S8A. Если вы делаете
эхо-дорожку, то панорамируйте на такое же расстояние от центра, но на
другой стороне. К примеру, если дорожка у вас на S86, панорамьте её эхо
на S8A или S8B
(
замечу, что
лично я думаю несколько иначе. Чем тише эхо, тем дальше от центра относительно
позиции оригинала его можно пихать, чем громче - тем "зеркальней" к оригиналу.
Почему я так думаю ? А вы попробуйте - поймёте :) -
прим. перев
.
).
Аккорды
Ставите аккорды ? Разносите их
по панораме. Одним сэмплом ? Hу, тогда можно и посередине. Если вы делаете
аккорды сэмплами одной ноты
(
а
в поздних вещах Necros так и делает :) -
прим. перев.
)
,
панорамьте их по всей ширине.
Совет 4 - Попадаем в Качание
вселенского маятника.
Однажды, когда вы будете трекерить
музычку, вы осознаете, что вам нужно нечто большее, чем механичная пульсация
4/4, которая является довольно обыденной составляющей трекерной музыки.
Одним из лучших решений избежать этой механичности будет качающийся ритм
(swing beat).
Суть качающегося ритма состоит
в том, что все ноты в слабых долях ритма можно сделать длиннее, а в сильных
долях - короче
(
здесь Necros
что-то перепутал, поскольку в трэкерных модулях гораздо чаще используется
свинг с удлинением сильных, а не слабых долей. Более того, в нижеследующих
примерах Necros сам демонстрирует все-таки удлинение первой доли. Поэтому
будем считать что здесь он опечатался -
прим. Manwe
)
.
В качестве хорошего примера возьмите мой модуль "Realization 2". Он звучит
приджазованно, и очень текуче - правильно, из-за раскачивающегося ритма.
Есть два способа его изобразить,
и давайте-ка глянем на первый, старый, Amigaвский
(
кстати,
мой любимый - я вообще довольно радикальный человек :) -
прим.
перев
.
)
.
Вполне возможно создать странные
битовые конструкции при помощи варьирования глобального темпа на каждом
ряду. Этот момент используется в большом количестве Amagaвских фанковых
модулей, чтобы получить то самое ощущение "качания". Эффект этот известен
как 'плывущий темп' (floating tempo). Самое простое его исполнение - расставить
серию Axx-команд и поменять у каждой значения.
Hормальные ряды играются с постоянной
скоростью
-----T----T----T----T----T----T----T----T--
...и т.д.
1
2
3
4
1
2
3
4
1
Плывущий темп играет их вот так:
------T---T-----T---T-----T---T----T----Т--
...и т.д.
1
2
3
4
1
2
3
4
1
Первый и третий ряды совпадают,
а вот 2-й и 4-й играются с задержкой. Вот вам оттрекерённый пример:
¦ C-4 01 .. A08 ¦
¦ ... .. .. A05 ¦
¦ D#4 01 .. A08 ¦
¦ G-4 01 .. A05 ¦
¦ C-4 01 .. A08 ¦
¦ ... .. .. A05 ¦
¦ D#4 .. .. A08 ¦
Просто продолжайте менять скорости 8 и 5, делаянечётные
ряды длиннее.
Hастоящая общая скорость в данном случае будет
следующей:
1 / ((1/8 + 1/5) / 2) = чуть медленнее, чем A06.
|
Эта тема работает, но очень неаккуратно
(
неправда, неправда ! :) Поглядите
на все Blur'ы у Mellow-D - в половине модулей - swing beat :) Кстати,
само слово "качание" ("свинг") мне нравится куда больше (оно такое приджазованое
:), чем сухое программистско-дедмазайское "floating" ("плывущее") - то
ли точка плавающая :), то ли зайцы :)))) -
прим. перев.
).
Очень
трудно получить необходимое количество "качания", поддерживая общую скорость.
Лучший путь - использовать более точный темп (tempo), Txx. Собственно,
тема та же, просто подберите 16-ричные значения для темпа. В "Realization
2" я использовал именно такой вид качания. Разумеется, вам лучше будет
использовать группы навроде T60 / T90, или T70 / T9A, и т.д... Первый
должен быть на треть меньше второго, чтобы получить средний эффект качания
(
Здесь я добавлю. Если точный
bpm не важен, пользуйте на здоровье Axx - для простых битов я посоветую
пары (типа той же A08 / A06), для чего-то хитрозамученного (сложный джаз,
эмбиент, комплексные индустриальные темы) - четвёрки (самые известные
- A07 / A02 / A04 / A02, A06 / A04 / A02 / A04, A05 / A04 / A02 / A04),
вряд ли вам может понадобиться что-то сложнее - шестёрки или восьмёрки.
Хотя я предвижу такую надобность - либо очень сложные джазовые/блюзовые
импровизации, либо очень проникновенные и реалистичные соло но фортепиано/рояле.
Кроме шуток - дайте мне знать, если вы стрекерите что-то подобное на шестёрках
или восьмёрках. А вот если вас интересует bpm, скажем, вы генерите драмлупы
во внешней программе, то вот тут стоит задуматься о командах Txx. Вообще,
в трекере bpm это значение Txx на скорости A03. Соотвественно, вы, к примеру,
задумали сделать качающийся темп на четвёрках, но с общей скоростью в
140. Что вам нужно ? 140*4=560, а теперь распределяйте эти 560 между четырьмя
позициями. К примеру, 60 + 200 + 100 + 200 = 560. Теперь переводим в шестнадцатиричную
систему счисления - T3C + TC8 + T64 + TC8 = 560; а общий темп/bpm будет
всё тем же T8C. Генерим луп, и получаем а) идеально вписывающийся драмлуп
и б) нужный свинг. Есть, правда, одно HО - если свинг будет сильным, то
драмлуп будет заметно "вихлять" вне свинга, впрочем, если музыка располагает,
то почему бы и нет? :) -
прим. перев
.
).
Лучший способ подобрать подходящие
значения, кстати - просто поэкспериментировать, разумеется. :)
Hу, пальцы мои подустали
(
ну
пральна - кидал тут их по поводу своей "Realization 2" :), хотя надо отдать
ему должное - не зря кидал. Вы стрекерите такое в девяти, кажется, каналах,
и потом смело можете тоже пальцы кидать, как Necros :))) -
прим.
перев.
)
, поэтому я колоночку прикрываю.
В следующий раз мы обсудим более продвинутые темы, к примеру, оркестрацию,
структуру музыки и совершенно убойные аккордовые прогрессии.
Примечания переводчика
Эффекты, описаные здесь, больше для
новичков. Hо ведь и их немало, верно? Больше заглядывайте в чужую музыку,
не бойтесь этого. Зато много чего полезного углядите для себя. Я надеюсь,
вы не зря провели время - что-то познали, а что-то просто освежили.
|
| |
Темы сайта
Внимание! Это
самые активные вирусы сегодня!
В блокнот
пользователя
Другие проекты
djcwebmaster
|