|
темы:
|
Как сочинять музыку, не зная нотСемплы Семплы (Sample), как вы уже знаете, представляют собой записанные на жесткий диск фрагменты звучания реальных инструментов или образцы различных звуков. Обычно они берутся из готовых библиотек либо делаются из оцифрованных WAV-файлов. Impulse Tracker использует 16- и 8-разрядные семплы и может импортировать их из различных форматов, принятых в звукозаписывающих программах. Семплирование, т. е. процесс записи уже готовых музыкальных отрывков и различных звуков, а затем создание на их основе оригинальных композиций и аранжировок (как из мозаики складывается картина) - весьма распространенное занятие. И дело даже не в том, что использовать готовое значительно проще, чем творить самому, а в тех удивительных возможностях, которые предоставляют семплерные технологии в распоряжение музыканта, не имеющего под рукой большого симфонического оркестра. Да и чтобы выстроить сложную и более или менее реалистичную композицию, необходимо опять же заимствовать что-то из реального мира. Что касается работы с семплами в Impulse Tracker, то здесь часто практикуется следующая методика: музыкант (один или с друзьями) наигрывает на своих инструментах определенные фрагменты будущего произведения, подготавливает образцы звучания и т. п., записывает весь этот материал в файлы, пригодные для трекера, и затем уже экспериментирует с возможными вариантами. Семплы имеют несколько параметров - название, громкость по умолчанию, общую громкость - и содержат информацию о vibrato, цикличности и частоте. Vibrato различается по скорости колебания звука (0-64) и глубине (максимальное отклонение от среднего значения). Семплы могут быть зациклены, что обеспечивает непрерывное звучание (так называемый луп - loop). Начало и конец цикла при этом должны быть обязательно определены, равно как и метод его работы. Выдерживаемые циклы работают до тех пор, пока не встретится команда Note Cut, и таким образом создается эффект "послезвучия". В других случаях используются нормальные циклы. Рабочее окно редактора семплов вызывается нажатием <F3>. Здесь отображаются семплы, отобранные в настоящий момент для текущей композиции. В левом окне последовательно выводятся номер семпла, его название и статус. Каждый семпл имеет индивидуальный номер, под которым он числится в данной композиции. Название ему можно присвоить любое, хотя нужно помнить, что оно обычно отображается при воспроизведении композиции в плеерах. Для удобства пользователя семпл, находящийся в работе, подсвечивается точкой возле номера и указывается в верхней информационной строке Sample. Кроме того, напротив названия зажигается надпись Play. Изменить текущий семпл или же заменить его можно, нажав на нем <Enter> и выбрав из появившегося списка подходящий звук. Для расширения рабочей библиотеки семплов удобно задействовать образцы из готовых модулей S3M, MOD, IT и т. д., написанных другими. Эти модули в списке обозначаются как Library. Свойства семплов можно редактировать, изменяя их параметры в правой части окна. Будьте внимательны: некоторые образцы из таких модулей содержат ошибки или требуют дополнительной конвертации в подходящий формат. А иногда заимствование чужих семплов может обернуться нарушением авторских прав, особенно если вы применяете коммерческие библиотеки, не имея на них лицензии. Бесплатные семплы можно найти на специализированных BBS или в Internet. Но все же интереснее и практичнее сделать собственную библиотеку с помощью какой-нибудь программы для записи и редактирования звука, например Sound Forge или WaveLab (см. статью Антона Павленко "Конкретная музыка", "Мир ПК", №6/97, стр. 172 ). Процесс создания музыки на основе семплов в трекерах относительно прост. Существуют два пути. Первый состоит в следующем. В рабочем окне <F3> вы выбираете требуемый образец и прослушиваете все фрагменты. Когда находите понравившийся семпл или инструмент, переходите <F2> в основное окно музыкального редактора и в нужной строке нажимаете эту же клавишу. Если вам не подходит октава выбранной ноты, то ее можно изменить, указав на значение и введя новый номер. Чтобы удалить ошибочно введенную ноту, достаточно отметить ее и нажать клавишу <.>. А клавиша <Del> кроме удаления команды сдвигает на одну строку всю композицию. Второй путь - непосредственный ввод нот в основном окне редактора (например, при переложении на компьютер композиций, уже представленных в виде нотной партитуры). Воспроизводится модуль разными способами. Для того чтобы прослушать всю композицию целиком, в соответствии с установленным <F11> порядком (как она будет звучать в обычном проигрывателе), следует нажать клавишу <F5>. Можно также прослушать текущий паттерн <F6> или фрагмент от установленной метки </> до текущей строки <F7>. Останавливается игра с помощью клавиши <F8>. Инструменты Научившись работать с семплами, вы сумеете оценить и те возможности, которые обеспечивают инструменты. Их рабочие окна схожи между собой. Чтобы воспользоваться инструментами и задействовать их функции, включая специальные эффекты, надо в окне установки переменных <F12> выбрать режим управления - "Инструменты". По умолчанию в IT всегда устанавливается режим семплирования. Трансляция образцов управляется столбцом General в окне работы с инструментами, который показывает, как каждая отдельная нота инструмента будет транслироваться. Несколько образцов объединяют в один инструмент для того, чтобы упростить подключение, например, барабана. Вам больше не надо заменять инструмент, если вы хотите использовать другой образец. Такое объединение семплов делает их более удобными в работе - можно определять громкость, эффекты или затухание звука применительно сразу ко всем образцам в списке. При сохранении инструмента на диске сохраняются и все связанные с ним образцы. Это помогает упорядочить процесс разработки композиции, а имея уже готовые инструментальные подборки, можно переходить и к творчеству. Создание музыки на основе инструментов аналогично работе с семплами, что существенно облегчает жизнь пользователю. Но в инструментальном режиме предусмотрены еще и дополнительные возможности для изменения свойств инструмента, позволяющие регулировать громкость, панорамирование и тональность во время звучания ноты. Причем можно реализовать эффект динамического перемещения звука между каналами, не выстраивая для этого цепочку из последовательно играющих одинаковых нот инструмента. Библиотеки инструментов также можно найти в других готовых модулях. Коментарии специалиста С помощью вышеописанных методик вы можете сами попробовать написать музыку. Однако помните следующие правила. Не пытайтесь завершить свою первую песню сразу, как только сядете за трекер. Сделать качественную композицию вот так, с ходу, могут лишь немногие - лучше попрактикуйтесь и накопите кое-какой опыт в общении с программой. После окончания работы прослушайте новую песню через пару дней и тогда уже сможете увидеть и исправить недочеты. Очень полезно послушать композиции, созданные в трекерах профессионалами. Поразмыслите, как другие композиторы добивались того или иного звучания, и поэкспериментируйте самостоятельно. Пишите музыку, которую вы часто слушаете, - не начинайте со сложных партий и инструментальных произведений. При написании композиций, которые вам хотелось бы вынести на суд публики, важно правильно и качественно настроить семплы. Это даст более чистый звук. Обидно, когда хорошо выстроенные модули страдают некоторым тональным диссонансом (за исключением, конечно, тех случаев, когда все так и задумано). Не останавливайтесь на достигнутом - изучайте возможности трекера. Неплохо было бы проанализировать какие-то "чужие" музыкальные эффекты. Если вы собираетесь сделать свою музыку реалистичной, то представьте себя дирижером, управляющим целым оркестром. Определите, как должен звучать каждый инструмент, каким будет баланс между низкими и высокими частотами. При написании композиции, особенно если вы готовите ее к выпуску в свет, попробуйте придумать что-нибудь яркое и индивидуальное. Множество композиций сегодня имеют одинаковый стиль, а людям всегда приятно попробовать что-либо новенькое. Не мешало бы навести порядок и в ваших музыкальных библиотеках. Отсортируйте все образцы в каталогах - если семплы, из которых создается композиция, будут плохи, то ничего стоящего у вас не получится. Ну и самое главное - в процессе работы чаще сохраняйте музыкальные фрагменты на жестком диске. Это поможет спасти вашу нервную систему и избежать больших неприятностей. Если же говорить о перспективах, то композиции, написанные с помощью трекеров (а наиболее распространенным и многофункциональным среди них считается Fast Tracker), при должном качестве применяемых семплов демонстрируют довольно высокое качество. Но для профессиональной работы они не очень подходят. Тут уж стоит присмотреться к другим программам. Например, обратите внимание на KeyClock - это музыкальный редактор для Windows, подобный трекерам, но более функциональный и требовательный к ресурсам. Он используется многими профессиональными музыкантами. По мнению DJ Groove, программы типа Fast Tracker являются полупрофессиональными. Возможности у них гораздо скромнее, чем у редакторов класса KeyClock, потому что трекеры работают только с оперативной памятью, а значит, вмещают значительно меньше семплов и инструментов. КeyClock же работает с жестким диском, что обеспечивает куда большие объемы для хранения аудиоданных. Например, можно создать пятиминутный фрагмент и потом вставить его в композицию. Возможно, прочитав эти строки, вы подумали, что трекеры - уже устаревшая технология. Неверно. У них масса преимуществ. Сегодня существует много групп, работающих на трекерах и даже выпускающих свои сборники. Организовано целое сообщество приверженцев такого творчества. Они обмениваются музыкальными модулями, распространяют через Internet готовые композиции и даже устраивают фестивали. Но все это происходит на любительском уровне, и конечно, выход для таких композиций на широкую публику практически невозможен. Для того чтобы композиция, сделанная в трекере, хорошо звучала, необходимо использовать высококачественные семплы и инструменты (16-бит, 44 кГц). Но тогда нужен и очень большой объeм файла, что противоречит самой идее трекеров, призванных облегчить работу с музыкой за счет минимизации системных требований. Поэтому размер обычного музыкального файла редко превышает 300 Кбайт. KeyClock же работает большей частью с WAV-файлами, и пятиминутная композиция с несколькими дорожками (а дорожек там может быть великое множество) будет занимать порядка 200-300 Мбайт. Это уже профессиональный уровень. Правда, в таком случае вам потребуется и профессиональное оборудование. Однако при наличии у большинства пользователей стандартных звуковых плат и отсутствии студийного оборудования и других музыкальных принадлежностей вряд ли найдется так уж много желающих потратить лишние деньги и время на "профессиональную" работу с музыкой. Трекеры же пока конкурентоспособны в своем классе и весьма привлекательны для массового пользователя. А тем, кто уже попробовал свои силы в Impulse Tracker и заинтересовался подобным "сочинительством", советую обратить внимание на Fast Tracker. Кстати, в нем предусмотрено подключение MIDI-клавиатуры, хотя это вовсе не обязательно. Так что написание музыки на компьютере давно уже перестало быть просто игрой. И независимо от того, насколько серьезны ваши намерения, трекеры предоставляют очень широкие возможности, чтобы можно было попрактиковаться и просто понять, что к чему. Ну а композиции, написанные профессиональными компьютерными музыкантами, можно послушать на радио "Станция", которая часто передает современную танцевальную музыку.
|
Темы сайта
Внимание! Это самые активные вирусы сегодня!
В блокнот пользователя Другие проекты djcwebmaster
|
2004 djcwebmaster, djcompetence. Voronezh |