2. Введение
Ок, я примерно знаю, что мне делать, умею сэмплировать
и использовать эффекты, я написал несколько модулей, что делать дальше?
Паннинг
Поговорим о стерео
паннинге. Это метод, с помощью которого звук исходит из некой точки
между двумя громкоговорителями.
Паннинг выполняется
с помощью команды 8 (в FT2, в других замените ее на команду, которая
соответствует у них паннингу. Например, в IT Это команда S8x, где x
- шестнадцатиричное число.).
Это одна из самых
простых команд в использовании. Введите 800, чтобы звук был только в
левом ухе, а 8FF задвинет звук в правое ухо. Значения между ними панорамируют
звук соответственно - 880 поместит звук точно вцентр, 860 - слегка влево,
8D0 - на некотором расстоянии спарва.
Также, в нескольких
трекерах встречается стерео серраунд (stereo surround). СС обычно звучит
проще, чем пишется. Во время микширования, либо левый, либо правый канал
из стерео пары инвертируется (фаза поворачивается на 180 градусов).
Этот эффект придает звуку ощущение пространственности.
СС будет наблюдаться
лучше всего , если вы находитесь на одинаковом расстоянии от обеих колонок:
Левая колонка ----------*---------- Правая колонка
Ты
Это работает,
даже если вы находитесь близко к колонкам. Увеличение дистанции между
колонками усиливает производимый эффект.
Есть изначальная
проблема этого метода. Он пригоден для использования только если звук
состоит в основном из средневысоких частот, так что большинство средненизких
и низких частот отсекается, что делает звук плоским. Конечно, можно
побороть сие, усевшись слева от левой колонкт или справа от правой,
что, однако, снижает эффект. Но что тут поделаешь?
В большинстве
новых трэкеров паннингом можно управлять через использование параметров
Инструментов. По минимуму это выставление инструменту паннинг по-умолчанию.
Если повезет, в вашем трэкере может быть еще и огибающая паннинга.
Паннинг по-умодчанию
суть то же, что и громкость по-умолчанию. Он определяет паннинг для
конкретного инструмента, и используется в случае, когда инструмент вызывается
без команды паннинга.
Огибающие паннинга
дают возможность использовать паннинг более прикольно, например, нарисовать
какому-нибудь хэту, чтобы он прыгал из уха в ухо. И он будет прыгать,
куда денется =) На ту же операцию без огибающей ушло бы как минимум
2 команды в редакторе, причем вы бы стерли руки по локоть, прописывая
их каждый раз, когда этот несчастный хэт должен напрячь ваше ухо…
Проблема с паннингом
в том, что множество людей не знают ничего о теории панорамирования,
а также каким образом настроить свое "железо", чтобы оно был доступно.
Большинство останавливается
на том, что используют инструменты, свингующие то в "крайне-левое",
то в "крайне-правое" ухо. Это натуральная агония! Мягкий, постепенный
паннинг намного круче и эффективней, но также требует весьма умеренного
применения.
Виртуальные
источники звука. - (C)XRQ.
Как все прекрасно
знают, музыканты и музыкальные производители оставили моно-звук в далеком
прошлом, так как стереозвучание намного лучше.
Первый вопрос
- А ПОЧЕМУ?
В монофоническом
звуке всего один источник звука, а также масса проблем при попытке воспроизведения
кучи инструментов через один динамик. Очень трудно их различить. Они
практически съедают друг друга и не звучат так же, как в оригинале.
Стерео исходит
из двух источников, соответственно, проблем в два раза меньше. Но совсем
не факт, что из двух спикеров можно поиметь больше двух источников звука.
Второй вопрос
- НУ И КАК?
Ответ заключается
в (как я это называю) "виртуальных источниках звука", которые создаются
стереозвуком. Каждый, кто хоть раз слушал нормальную стереозапись, обращал
внимание на то, что некоторые инструменты слышны слева (типа гитары),
некоторые недалего от центра (вокал и ударные), некторые - справа (придумай
пример сам). Это можно описать словом " панорама".
Многочисленные
эксперименты доказали, что человек можт распознать 17 точек в панораме.
Для того чтобы услышать все 17, у человека должен быть отточенный, профессиональный
слух многих лет работы на звуковых студиях. Мы, простые смертные, тянем
только 11..13 точек, при удачном раскладе. Эти точки и есть мои "виртуальные
источники звука", так как звук исходит именно оттуда, и оттуда, и оттуда…
но всего из двух колонок!
Основная причина
написать этот текст - надо объяснить всю важность грамотно сбалансированной
и ПАНОРАМИРОВАННОЙ музыки.
И, третий вопрос
- НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗНАНИЕМ?
Ну, надо попробовать
в вашем любимом трэкере с помощью пан-команд разбить звуковое поле на
зоны, каждую для своего инструмента. Зон может быть столько, сколько
вам хочется. (не менее 7). Если вы не знаете как, я это сделаю за вас!
Итак, для тех, кто использует FT 2.0x. Далее идет таблица (в шестнадцатиричных
значениях):
7 точек
00 2A 54 7F AB D5 FF
9 точек
00 1F 3F 5F 7F 9F BF DF FF
11 точек
00 19 32 4C 65 7F 99 B2 CC E5 FF
13 точек
00 15 2A 40 54 6A 7F 94 AB BE D5 E9 FF
Обратите внимание,
что 00, 7F и FF присутствуют везде; это экстремумы - крайний левый,
центральный и крайний правый.Вот так. Делайте грамотный баланс!
Эффекты
Используете ли
вы эхо в разных частях вашего модуля? Если нет, то почему? Это неплохой
способ сделать звук объемным и живым. Делается элементарно - один канал
или его часть копируется на другой канал со смещением, например в три
строчки вниз, и уменьшенной вполовину громкостью. Попробуйте проиграть
этот лист. Если все звучит круто, то вы на верном пути. Можно использовать
еще один канал для тройного эха.
Кстати, тут есть
одна тонкость. Эту ошибку я видел даже у мастеров. Суть ее в том, что
если эхо идет целый лист, то оно должно продолжаться (заканчиваться)
не на текущем листа, а на следующем, а то весь эффект будет подпорчен.
Другой крутой
эффект (IMHO) это гейтинг. Обычно выполненяется командой Slide Volume.
Загрузите длинный или зацикленный сэмпл и устанавите его на максимальную
громкость. Теперь вводите в канал ниже следующее (ноты могут быть любыми,
но сохраните эффекты такими же) (ничего не вводите в колонку громкости).
|