3. Копаем вглубь
Я знаю все - что дальше?
Ключевое положение
: что бы вы ни делали - сэмплинг, трэкинг, эффекты, абсолютно все должно
быть сделано профессионально, и с максимальным качеством.
Голос
Возможно, что
вы захотели включить в свое произведение какой-то вокал или просто пару
голосовых сэмплов. Это не так просто, и вот две вещи для запоминания
: вокалист и слова. Они абсолютно равнозначны. И человек с хорошими
голосовыми данными может невнятным произношением все испортить. Это
то же самое, что и супер-рэппер с "левым" голосом. Непрофессионально.
Не много людей может хорошо спеть. Еще меньше - сделать из этого достойную
вещь.
Наилучшим выходом
может стать человек, который сможет написать для вас текст (где-бы найти
такого), арендовать студию и профессионального вокалиста на пару часов.
Главный аргумент насчет аренды - там стоят очень дорогие и очень крутые
микрофоны. На студии знают, как правильно сделать запись, да и оборудование
заточено для профессиональных музыкантов. Запись можно проверить там
же, так как студии оборудованы сэмплерами. Формат сэмпла не так важен,
так как можно сконвертить его позже в любой нужный.
Альтернативой
может быть сэмплирование прямо на CD в студии, где вы производите запись.
Далее можно просто рипнуть вокал в домашних условиях с обычного CD-ROM.
Это примерно то же самое, как и запись на DAT-кассеты.
Эффекты
Эквалайзинг
(EQ )
Фильтруй свой
базар - (С) XRQ
Представьте : вы слушаете музыку,
каждый инструмент имеет одинаковый диапазон частот (от 50Гц до 20кГц).
Результатом будет шум, который музыкой назвать будет сложновато, а с другой
стороны, очень трудно различить отдельные инструменты в обшей каше. Поэтому
инструменты должны быть разделены по частотам. Приведу пример.
Вообразим, что мы планируем использовать
вокал и знаем, что в среднем вокал занимает частоты около 8 кГц. А во
всех остальных инструментах эту полосу частот слегка "давим". Ага, слушаем
замечательный вокал на 8-ми кГц. Если мы хотим вслед за вокалом пустить
гитару, вторым планом, то обзяаны опустить ее в район 6кГц, и т.д.
Каждый инструмент имеет свои "основные"
("главные") полосы частот, они все будут "частотными соседями" (соседи
по частотам), и не должно быть двух инструментов, занимающих одну и ту
же полосу частот.
В случае, если все-таки два инструмента
ДОЛЖНЫ занять одну и ту же полосу, пойдем на компромисс, пустим один из
них на чуть более высокой полосе и отодвинем друг от друга в панораме.
В любом случае надо найти приемлемый компромисс. Это очень важно. Это
сделает звук лучше. Таким образом вы наработаете необходимый и незаменимый
опыт.
Операции эквалайзинга доступны
в некоторых звуковых редакторах типа Sound Forge, Сool Edit (Pro), WaveLab.
В каждом из них есть встроенные функции графического и параметрического
эквалайзера или..
Ну, вы понимаете, я лишь задаю
общее направление, а уж пойдети ли вы дальше - зависит только от вас самих.
EQ - в теории
и на практике - от DNATrance
EQ - очень важная
часть для создания четкости отдельных звуков и прозрачности звучания
в общем миксе (типа варианта Большой и Счастливой Семьи). В профессиональных
микшерных консолях EQ есть на каждом канале. На РС вы также можете обработать
каждый сэмпл, который затем будет использоваться в трэкере или сэмплере.
В общих чертах,
EQ - это фильтр, имеющий следующие характеристики:
Частота (Frequency) : Низкие частоты присущи бас-гитаре, высокие - хэтам,
к примеру.
Коэффициент усиления (Gain) : Количество громкости, которое надо добавить
(или отнять) к частоте.
Q(Резонанс) : Полоса частот (разброс от главной частоты вверх и вниз
на одинаковое расстояние)
Низко- и высокочастотный
фильтр суть одно и то же, отличия лишь в том, что отсекается - высокие
или низкие частоты. Также встречаются:
Low cut off
Low gain
Low frequency
Mid gain
Mid frequency
Mid Q
High gain
High frequency
High cut off |
Нижняя граница диапазона
Насколько надо усилить или уменьшить низкие частоты
На какой частоте надо усилить (boost) низы
Насколько надо усилить или уменьшить средние частоты
На какой частоте надо усилить середину
На какой полосе частот надо усилить средние частоты
Насколько надо усилить или уменьшить высокие частоты
На какой частоте надо усилить верхи
Верхняя граница диапазона |
В зависимости
от эквалайзера, у него могут быть, а могут и не быть вышеописанные функции..
К примеру, низкая частота может быть предустановлена, или отсуствует
управление средними частотами (такое обычно бывает в HiFi-аппаратуре,
где всего две ручки Bass и Treble, с помощью которых можно регулировать
только Gain уже предустановленной частоты).
Видимо, лучшим
является параметрический эквалайзер с кучей фильтров, задающих характеристику
звука. В любом случае, мы можем обработать наш микс с помощью EQ, чтобы
сделать звук более профессиональным. Если мы используем басс-гитару
и бочку (это самый "тяжелый" по звуку барабан), выделим каждый из них
на разных частотах, чтобы они сочетались, а не забивали друг друга.
ПЕРЕД эквалайзингом разумно уменьшить громкость сэмпла на 3..6 dB.
Одна из отрицательных
черт трэкеров - трудно иногда сделать звук бочки ГРОМКИМ. Это происходит
потому, что остальные звуки в миксе имеют достаточно большую громкость
на частотах, на которых звучит бочка. Поэтому остальные инструменты
не должны звучать на частотах, перекрывающихся с частотами бочки.
Если у вас нет
микшерной консоли, не волнуйтесь. При использовании технологии записи
на HDD может получиться даже удобнее, т.к. когда вы применяете EQ к
какой-то части вашего произведения, обычно можно "видеть", что именно
было обработано. Опять же, самый главный судья - ваши уши. Это самое
главное положение, из тех, что я могу дать вам.
Вам может понравиться
усилить частоты до упора и поиграться с частотой, чтобы услышать или
"прочувствовать" где резонантный фильтр будет к месту, а потом убрать
Gain до меньших значений. Помните, что 3дБ увеличивают Gain вдвое, а
6дБ уже намного громче, так как тут дйствует не линейная, а логарифмическая
шкала, это зависит от типа шкалы вашего EQ (она может быть и линейной,
но в таком случае кривая намного плавнее и соответственно, менее эффективна).
Эквалайзинг хай-хэтов
с целью слышать их высокие составляющие - неплохая идея, но попробуйте
усилить частоты, лежащие чуть ниже - и вы удивитесь, как много обертонов
в какой-то железяке, и как удивительно можно рулить простым вроде бы
звуком.
Уходим в коммерцию
Коммерческие релизы
при использовании трэкера - вещь, близкая к невозможной, хотя многие
трэкерщики являются "нормальными" музыкантами. Правда, есть несколько
удачных прецедентов. Их имена - Bjorn Lynne (Dr.Awesome), Dex + Jonesey,
Eric Giesen (Sidewinder), Vivid, Ganja Man, Holy Ghost, Oona, Assign.
Основная проблема
с записью вашей музыкы - выходной формат. Вот короткая таблица, определяющая,
столкнетесь вы с этой проблемой или нет.
|